Мини-чат
50

Сайт учителя русского языка и литературы Чугуновой Е.В.

Информация о себе



Чугунова Елена Владимировна
Закончила Лесосибирский пединститут Красноярского государственного университета в 1996г. 
Работаю учителем русского языка и литературы в МОУ «СОШ № 4» г. Южноуральска с 1996 г. Являюсь
членом муниципальной экспериментальной площадки по апробации и внедрению современных образовательных технологий, руководителем методического объединения классных руководителей 5-8 классов.

Великий смысл маленького служения
Царь, мечтавший  осчастливить свой народ, обратился за советом к мудрецам. А те задали ему три вопроса: какой час, какой человек, какое дело на земле самые главные? Царь не сумел ответить, хотя вопросы были очень просты: самый главный час тот,  который сейчас наступил; самый главный человек тот, что сейчас с тобой; самое важное дело то, которое ты делаешь сейчас.

Так ответили на свои вопросы мудрецы. Так ответит на них счастливый человек. Размышляя над притчей, я думаю: что такое педагогическое счастье? Что главное для учителя? Каждый урок – самый главный, ведь завтра будут уже другие уроки. Главный человек для меня - мой ученик. Прилежный, открытый, радостный или (чего уж греха таить?) ленивый, замкнутый… Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Главное дело – научить ценить добро, дорожить честью, уважать людей, любить Родину… Мои  предметы  - литература  и русский язык – самые воспитывающие, формирующие личность.

Мыслитель и культуролог И.Ильин полагал, что формального образования, которое дает умение читать, считать, анализировать, недостаточно: «Дело не только  в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».

Нельзя просто перелистывать сухие страницы книг, надо стремиться одухотворять слово, относясь к нему  как к следам времени, по которым можно выйти на свою дорогу, пользуясь литературным компасом. Ученик,  не увидевший доброты и глубокой заинтересованности во мне, учителе, никогда не испытает интереса к моему предмету, не почувствует его красоты, не поверит  словам о доброте.

К.Д.Ушинский протестовал против выпуска в жизнь просто офицеров, инженеров, сельских хозяев, учителей, в которых «слишком мало человека». Он мечтал, чтобы школа воспитывала, «оформляла прежде всего человека», из которого потом, как из развитой, нравственной личности сформируется специалист, любящий избранное дело, а значит способный приносить наибольшую пользу.  

Как  научить детей жить в мире, которого не знаем сами. То есть — в мире будущего. Наполеон твердо знал, что корабль движется ветром. Он отказал изобретателю парохода Фултону — и новые возможности прошли мимо. Говорят, уже в изгнании император признал: «Прогнав Фултона, я потерял корону». Если наши выпускники не будут готовы к переменам (ведь технологические и научные парадигмы стали меняться в течение жизни одного поколения), они потеряют  больше, чем корону, они потеряют себя.

Устаревшее образование — вообще не Образование. И устаревшая школа работает против Образования. Нужно честно признать: обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Пытаясь уйти от серьезных изменений, старая система образования придумала рецепт «спасения»: переход к ранней специализации. И наткнулась на следующее противоречие.

Образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.

«Содержание современного образования ориентировано  на  "универсальные учебные действия", что означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора», - так сформулировано требование к образованию в ФГОС.

Обучать человека быть личностью… Только такая цель делает педагогику не наукой, а искусством. Искусством, основанным на моральных принципах. «В какой мере работа ума становится трудом души — вот критерий урока литературы», — подчеркивает педагог-новатор Е.Н.Ильин и предлагает учителю формулу личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать. Легко ли  это? И да, и нет. 

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, ориентирующий на приумножение только материального богатства. Учителю надо учитывать обе эти программы. И учить делать выбор на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока, диалог  и  многое другое.
Стремясь  помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности, учитель, говоря образным языком, становится тем, кто  учит «видеть звезды даже в грязных лужах будничной жизни».
«Я счастлив тем, что повелевал счастьем». – восклицал великий А.В.Суворов. Он  был счастлив, ведя полки к победе, моё счастье в осознании  великого смысла моего маленького служения… Служения сердцам и душам учеников.
 

             Российское образование  Федиральный центр ИОР  Единая коллекция ЦОР