Дидактические
материалы по теме «Лирика» (5 класс)
1.
В
словаре к слову лирика приведены такие синонимы: поэзия, муза, лира, цевница.
Какое слово относится к устаревшим? Найдите в словаре его точное значение.
2.
Игра
«Буриме». Сочините шуточные стихотворения, опираясь на рифмы.
Болото
– кого-то – бегемот – самолет
Ежик
– одежек – идет – найдет
3.
Пейзаж
в литературном произведении – это изображение природы, которое не только дает
возможность увидеть, где происходят события, но и помогает понять их. А что такое пейзажная лирика?
4.
Прочитайте
стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело». Какие слова в стихотворении не
рисуют пейзаж, а выражают отношение автора к этой картине, его настроение? Что
можно сказать о человеке, который так описывает увиденное?
5.
Какие
из имен прилагательных являются эпитетами?
Холодные
(ветры), утренние (морозы), (проталины) весенние, чудное (царство) восковое,
душистая (келейка) медовая, красная (весна), (гостья) дорогая, клейкие
(листочки), (черёмуха) душистая, кудрявая (береза).
6.
Подберите
эпитеты к словам: снег, небо, береза,
трава.
7.
Особым
звучание стихотворения делают приемы звукописи. Приведите примеры аллитерации
из стихотворения А.С.Пушкина «Бесы». В словаре синонимов найдите синонимы к
слову бежать. Как вы думаете, почему поэт выбрал именно мчатся?
8.
Найдите
слова с переносным значением. Исправьте ошибки, допущенные в таблице. (ст.
И.Бунина «Пахарь»)
Метафора
|
Эпитеты
|
Легко
и бледно небо
|
Бархат
борозды
|
Море
чернозёма
|
Тусклый
блеск
|
Поля
в дымке
|
Лилово-синий
чернозём
|
9. Заполните пробелы в тексте. (ст. И.Бунина «Пахарь»)
Лирический герой
стихотворения _________(в-1:изображен на фоне, любуется, показан в окружении) (в-1:нежной, равнодушной, пробудившейся от
зимнего сна) природой, где бледно-голубое небо, _______________ дымка первых
листьев и всходов, а море чернозёма лилово-синее.
И.А. Бунин
воспевает в стихотворении "_______” щедрость природы и радость труда на земле.
Земля — бесценный ___________ дар. Она (выбери
3 эпитета: бархатная, тёплая, мокрая, тяжелая, щедрая), работать на ней —
великое счастье.
10.
«На
свете все на все похоже».
Подумайте,
с чем можно сравнить снег, дорогу, зиму, старый дуб, молодые березки. Составьте
и запишите предложения. Помните, сравнительные обороты на письме выделяются
запятыми.
11.
Приведите
синонимы к слову голубой. Какие из них уместны при описании неба, снега,
подснежника, инея?
12.
Напишите небольшой этюд о весне так, чтобы в
качестве эпиграфа подошла строчка И.Бунина или А.Пушкина.
«Весна,
весна! И всё ей радо… (И.А.Бунин)
«Скучна
мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен… (А.С.Пушкин)
13.
Правильно ли говорить: «Люблю грозу в начале
мая…» - мой любимый стих»? Что такое стих?
14.
Что такое рифма? Закончите четверостишие:
Подснежников
синий букетик
Я
маме своей подарю…
|