Анализ лирического произведения
* * *
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
Сергей Есенин, 1918
В8. Какие цвета прямо или косвенно названы в стихотворении?
В9. Как называется дважды использованный во второй
строфе художественный приём, основанный на явном, открытом уподоблении
предметов и явлений?
В10. Как называется приём внутреннего, скрытого сопоставления предметов и явлений, делающий картину образной, многомерной (листьев дождь, седина пролилась в бороде)?
В11. Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы (стережёт голубую Русь // старый клён на одной ноге)?
В12. Назовите интонационно-синтаксическое средство,
использованное в первой строке третьей строфы и позволяющее сделать
выказывание эмоциональным.
С3. Какую роль в стихотворении Есенина играют образы деревьев?
С4. В каких произведениях русской литературы
поднимается тема прощания с родным домом и как они перекликаются со
стихотворением Есенина?
Ответы и комментарии
B8 | голубой, золотой, белый |
B9 | сравнение |
B10 | метафора |
B11 | олицетворение |
B12 | восклицание; риторическое восклицание |
Задания В8–В12 направлены на выявление особенностей
стихотворения Есенина, важных для характеристики его поэтического мира
вообще. Здесь и особая цветовая гамма, и обилие сравнений, метафор,
олицетворений, и эмоциональный синтаксис.
Задания С1 и С2 позволят проанализировать
стихотворение глубже. О любви Есенина к образам деревьев сказано много
(в частности, см. статьи М.Эпштейна в рубрике «ЛитМотив» в № 22 и 23
«Литературы» за этот год). Мир деревьев и мир человека близки, проникают
друг в друга (березняк способен грустить, как мать лирического
героя). Излюбленный приём Есенина — использование природных деталей при
описании внешности человека: седина в бороде сравнивается с яблонным цветом. Клён в мире Есенина становится alter ego автора.
Прощание с родным домом — один из распространённых мотивов литературы
и искусства вообще. Школьники могут вспомнить Татьяну Ларину,
отъезжающую в Москву, Штольца, отправляющегося в Петербург, Ростовых,
покидающих родное гнездо перед нашествием французов, героев «Вишнёвого
сада». Среди лирических произведений, кроме стихотворений самого
Есенина, в которых этот мотив встречается часто, ученики могут
обратиться, например, к «Родине» Некрасова или «Лотовой жене» Ахматовой.