Одиннадцать – тринадцать
Возраст, когда рушится психологическое равновесие детства
На всех предыдущих “этапах большого пути” (младенчество, ясли, дошкольный и младший школьный возраст) основная задача развития была позитивной и созидательной... У наступившего периода иная цель – разрушать. На месте аккуратного домика “Детство” надлежит построить новое здание, именуемое “Отрочество”.
И найдется не так уж много родителей, которым могут понравиться перемены, происходящие с ребенком.
Особенно внезапным и шокирующим оказывается исчезновение былой покладистости. “Милый, ласковый, послушный” вдруг в один прекрасный день встает на дыбы, как норовистая лошадка, и в ответ на самую невинную просьбу произносит страстный монолог о притеснении детей несправедливыми взрослыми.
Вполне разумные родительские требования (надеть пальто в холодную погоду и прочее) еще недавно воспринимались вполне нормально... Теперь – в штыки. Он реагирует на советы с нескрываемым отвращением и воспринимает вас как диктатора.
А однажды вы обнаруживаете, что он врет. Причем много и часто...
Но и это еще не все. В течение всех предыдущих лет он наблюдал за старшими, и теперь эти наблюдения пошли в ход. Когда ему в очередной раз понадобится доказать свою независимость, он выберет тот путь, который больше всего возмутит родителей. Например, если для вас важны его оценки, то в дневнике появится целая обойма двоек.
Самая распространенная родительская фраза в эти нелегкие дни: “Я просто не могу понять, что с ним случилось”.
Но, собственно, именно это и следует в первую очередь сделать – понять, что происходит. Понять, что неприятные качества этого периода: заносчивость, негативизм, агрессивность, желание спорить со всеми и обо всем – это прежде всего попытки обрести индивидуальность. Главное – не воспринимать их на свой счет и как личную обиду. Несносное поведение сейчас – вполне нормально. Скорее должен насторожить ребенок, который в одиннадцать лет слишком ласков и послушен.
Еще одна особенность этого возраста, о которой часто забывают... Возраст с девяти до шестнадцати лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо не осуществляет эту возможность. А возраст одиннадцать – тринадцать вообще критический.
А между тем мы уже меньше всего думаем о его взаимоотношениях с книгой. Столько он нам в это время доставляет других хлопот: поведением, оценками, здоровьем... Ну а малышовый период, когда мы сами покупали и приносили книги, закончился... И вроде бы он уже “должен сам”. Однако идеальные представления о том, что в девять лет начинается свободное общение с литературой, оправдываются только в отношении отдельных мальчиков и девочек. На уровне массового интереса можно констатировать: одиннадцать – тринадцать – это возраст, когда исчезает потенциальный читатель. То есть в старших классах мы опять его обнаружим, но уже готовым потребителем массовой культуры, читателем детективов и дамских романов. Недаром книгоиздатели, проводящие маркетинговые исследования в поисках ответа, что издавать для детей одиннадцати – тринадцати лет, получают неожиданный ответ: на уровне массового читательского интереса – ничего. Потому не стоит особенно полагаться на культ книги, якобы “царящий в нашем доме”. И на школу, которая далеко не всегда способна преодолеть “противоречие между индивидуальным характером общения человека с искусством и коллективным характером обучения”...
Вопрос, что он читает в одиннадцать – тринадцать и сколько, актуален как никогда.
(Ирина ХРИСТОВАЯ)
«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Памятка для родителей
- При первых признаках заболевания следует вызвать врача на дом, соблюдать постельный режим.