Мини-чат
50

Сайт учителя русского языка и литературы Чугуновой Е.В.

Методическая копилка

Главная » Статьи » Классным руководителям

Классный час «Гость в дом – радость в нем»

Внеклассное мероприятие.

Классный час «Гость в дом – радость в нем» (5 класс)

Цель урока:

  • На примере рассказа А. Дорохова продолжить работу над формированием норм поведения в гостях, общественных местах.
  • Развивать навыки осознанного чтения текста, умение анализировать, обобщать.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывать культуру поведения за столом.

1. Орг.момент.

- Любите ли вы ходить в гости?

- Любите ли вы принимать гостей у себя дома?

- Бывают ли неприятные гости? Есть ли правила, чтобы  стать гостем, которому всегда рады?

2. Чтение рассказа учителем

А. Дорохов. Книжка, которой двести лет

Вот какой смешной случай я однажды видел.
     Я был в гостях на дне рождения. Все сидели за столом и пили чай.
Напротив меня сидел мальчик, который первый раз пришел в этот дом. Он чувствовал себя очень неловко. Ему почему-то казалось, что все смотрят только на него.
От смущения мальчик все время вертел в руках небольшую стеклянную ложечку для варенья. И вдруг случилась беда. Нечаянно он ударил ложечкой о край вазочки с малиновым джемом, и хрупкая ложечка сломалась.
В ужасе бедняга так резко отдернул руку, что локтем смахнул со стола свой стакан с чаем. Горячий чай хлынул ему на колени.
      Растерявшись окончательно, несчастный вскочил со стула. Но он не заметил, что в этот момент сзади к нему подходила бабушка с подносом, уставленным тарелками со сладким пирогом. Он выбил головой поднос из рук оторопевшей старушки, и куски праздничного пирога разлетелись по всей комнате.
       Все это произошло в одно мгновение. Гости даже не успели сообразить, что случилось и откуда весь этот грохот и звон.
Но виновник аварии уже опрометью бросился в прихожую, по пути схватил с вешалки свое пальто и шапку и убежал. И с тех пор, даже проходя мимо дома, где все это произошло, он бледнел от боязни встретить кого-нибудь из хозяев.
      Случай этот, понятно, исключительный, и, если бы я сам при нем не присутствовал, я бы подумал, что вся история кем-то придумана.
Но я всегда вспоминаю о ней, когда вижу, как некоторые ребята, сидя за столом, размахивают руками, играют ложкой или вилкой, бросаются корками. Как бы и с ними не произошел такой конфуз!
      Наши предки заботились об этом уже очень давно. Первая книга о том, как надо детям вести себя за столом, появилась в России больше двухсот лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало», что значит …, и была издана самой Академией наук.
 
Вопросы  для обсуждения

1.     От чьего имени ведется рассказ?

2.     Кто главный герой рассказа?

3.     Как вы понимаете значение слова «конфуз» в рассказе?

4.     Почему с мальчиком случился «конфуз»?

5.     Что значит «Юности честное зерцало»?

6.     Как ты понимаешь слово «этикет»?

7.     Почему автор называет этот случай «аварией»?

8.     Перечислите глаголы, которыми обозначены действия мальчика? Как они характеризуют мальчика в данной ситуации?

9.     Как называет автор мальчика в процессе повествования? Почему?

10.                        Как, на ваш взгляд, должен был поступить мальчик?

11.                        Почему в жизни необходимо соблюдать общепринятые нормы поведения?

12.                       Какие пословицы и поговорки имеют отношение к нормам поведения?

Работа в группах

1.     Разыграйте сценку

  В жизни бывают ситуации, когда необходимо зайти в гости без приглашения. Вы зашли к товарищу за книгой и застали его семью за столом, обедающими. Составьте диалог, как должны вести себя гость и хозяин в этой ситуации.

2.     Разыграйте сценку

 У вас праздник, и вы пригласили гостей. Один гость пришел первым, другие еще не подошли. Как должны вести себя гость и хозяин? Разыграйте ситуацию.

3.     Разыграйте сценку

  В день рождения друзья пришли поздравить тебя. На столе – угощение. Но вдруг твой лучший друг нечаянно разбил красивую чашку из сервиза. Все расстроились. Как ты поступишь и что скажешь огорченному товарищу.

4.     Прочитайте пословицы. Какие из них  должны стать правилом для гостя? Какие – правилом для хозяина? (кластер на доске)

1 В гостях воля хозяйская. 2 В гостях хорошо, а дома лучше. 3 Гость на порог - счастье в дом. 4 Гость недолго гостит, да много видит. 5 К обедне ходят по звону, а в гости по зову. 6 Милости прошу к нашему шалашу. 7 Набралось гостей со всех волостей. 8 Не будь гостю запасен, будь ему рад. 9 Незваный гость хуже татарина. 10 Потчевать можно, а неволить грех. 11 Хозяин - барин. 12 Чем богаты, тем и рады. 13 Насытившийся гость смотрит на дверь. 14 Гостям дважды радуются: встречая и провожая. 15 Кто редко приходит, того хорошо принимают. 16 От учтивых слов язык не отсохнет.

 В гостях хорошо, а дома лучше, - говорится в пословице. И как бы хорошо ни было в гостях, всегда наступает момент, когда нужно уходить, момент прощания.
- Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?
- Пятая группа получила  задание проводить гостей.

Хозяин: Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали.

Хозяйка: Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.

Гости: Спасибо за душевный прием!

            Будем рады видеть вас в нашем доме.

Хозяин: Наше пожелание звучит очень просто.

Хозяйка: Чтоб к вам приезжали желанные гости,

Хозяин: Чтоб люди на вас не имели бы злости.

Хозяйка: Так будьте здоровы, живите богаче!

Хозяин: Пусть в жизни сопутствует всем вам удача!

Домашняя работа
Прочитать   рассказ А. Дорохова «Рыцарь в гостях»

Категория: Классным руководителям | Добавил: Elena_Chugunova (26.03.2012)
Просмотров: 4650 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

             Российское образование  Федиральный центр ИОР  Единая коллекция ЦОР